США 50 центов 1925 Стоун-Маунтин

PDFЭлектронная почта
2659
Описание

Один из наиболее распространенных монет США памятный полудолларовик Стоун-Маунтин - это побочный продукт гораздо большее масштабного замысла, а именно создание монументальных фигур Роберта Ли, Томаса "Каменная стена" Джексона и Джефферсона Дэвиса, вырезанных в скале. Эти герои Южной Конфедерации (из которых только Ли и Джексон появляются на монете) должны были быть высеченными на лошадях, а сам монумент из-за своего размера должен быть виден на многие километры. Эта великая скульптура так и не была завершена спустя более чем через пятьдесят лет после начала работ, и скандалы, которыми этот проект постоянно сопровождался, в конце концов привели к остановке всех работ. Монеты же, которые появились в рамках этого проекта, обладают собственной замечательной историей.

В течение многих лет после печального конца Конфедерации в 1865 году, Юг постоянно стремился к возрождению. Все изменилось в 1915 году с выходом "Рождения нации", эпического кинофильма Дэвида Уорк Гриффита. Сам сын ветерана Конфедерации, Гриффит был воспитан на историях о благородстве южан и их славных делах на благо штатов. В своем драматическом изображении гражданской войны и ее последствий для юга страны, Гриффит так прославил этот период что дал толчок к началу возрождения традиций. Они проявлялись в различных формах, и не всегда прогрессивных, но результатом этого возобновившегося интереса к Конфедерации стал грандиозный замысел, призванный увековечить память самых известных героев.

В 1916 году скульптор Гутзон Борглум получил заказ от Ассоциации Стоун-Маунтин на изготовление большого бюста генерала Роберта Э. Ли на широком северо-восточном склоне горы. Ассоциация планировала изготовить скульптуру порядка 20 квадратных футов, которую можно было бы увидеть при помощи телескопов. Борглум противопоставил этим планам гораздо более грандиозные живописные сцены офицеров Конфедерации на лошадях в окружении марширующих пехотинцев. Также предусматривались мемориальный зал и музей у подножия горы, а также гигантский амфитеатр. Дар убеждения у Борглума был превосходным, и Ассоциация после недолгих раздумий утвердила этот проект.

Стоун-Маунтин находится в Джорджии, в нескольких милях к северо-востоку от Атланты. Она (гора) 867 футов в высоту и более семи миль в окружности у подножья, а северо-восточный склон где планировалось высечь монумент около мили в ширину. В то время когда задумывалось изготовление скульптуры эта гора находилась в частной собственности семьи Самюэля Венабла. Была достигнута договоренность, по которой владельцы позволяли вести работы по изготовлению монумента в течении 12 лет. Если же по истечении этого срока работы не будут завершены, то все права на гору и то что на ней будет к тому моменту вырезано вернуться к семье Венабл.

Формально проект начал существование в мае 1916 года. Начало было многообещающим, но затем Первая мировая война прервала работу в 1917 году, и она возобновилась только 18 июня 1923 г. Реальные проблемы начались, когда Ассоциация и скульптор Борглум стал заниматься выяснением отношений. Ассоциация выдвинула обвинения что художник был небрежен, появляясь лишь в редких случаях на месте работ в то время как простые резчики по камню делали всю работу. Кроме того, он был обвинен в излишнем участии в различных рекламных компаниях и компаниях по сбору средств, что безусловно снижало его эффективность в качестве дизайнера и скульптора. На это Борглум ответил что бюрократы из Ассоциации мешают работе художника и, что звучало более зловеще, заявил, что президент Ассоциации Н. Холлинс Рэндольф тратит пожертвованные средства на собственные нужды и завышает счета расходов. Обе стороны в конечном счете, оказались правы. Но в результате этого противостояния Борглум был уволен 25 февраля 1925 года. В порыве ярости он уничтожил все свои модели и планы. Это было неслыханным нарушением договора с Ассоциацией, и был выдан ордер на его арест. Позже обвинения были сняты, но взаимная вражда осталась на протяжении долгих лет.

Работа по изготовлению монумента была передоверена Августу Люкману, который позже создал памятный полудолларовик к двухсотлетию Дэниела Буна. Решив поначалу снести при помощи взрывных работ все что к этому моменту уже было сделано, Люкман все-таки оказался более сговорчивым чем его предшественник, и продолжал работу по проекту до 1930 года. К тому времени, все скандалы и споры, в сочетании с последствиями Великой Депрессии, развалили Ассоциацию, заведя дальнейшую работу в тупик более чем на 30 лет. В то же время, Борглум продолжал успешно создавать монументальные портреты четырех президентов США на склоне горы Рашмор в Южной Дакоте. Проект Мемориала Конфедерации был окончательно восстановлен в 1963 году штатом Джорджия, который приобрел гору и окрестности у частных владельцев и завершил резьбу семь лет спустя. Амфитеатр, включенный в первоначальный замысел, так и не был построен.

На фоне всех этих событий идея памятной монеты была второстепенна. Но успех других организаций по сбору средств за счет продажи натолкнул ассоциацию на мысли о собственном выпуске с изображением скульптуры Борглума, отношение к которому в то время еще было благосклонным. При активной поддержке президента Калвина Кулиджа, законопроект был принят 17 марта 1924. Он санкционировал чеканку до пяти миллионов полудолларовиков в честь солдат Юга и в память о недавно умершем президенте Уоррене Хардинге . Портрет Хардинга даже появился в первых моделях Борглума для этой монеты, но был убран по поручению президента Кулиджа. В этом есть определенная ирония, так как Кулидж сам появляется при жизни на аверсе полудолларовика к 150-летию независимости в 1926 году.

Модели, представленные Борглумом в федеральную комиссию изобразительных искусств неоднократно отвергались членом комиссии скульптором Джеймсом Эрл Фрейзером, создателем Indian Head и Buffalo. Эти модели имели очень низкий рельеф, были плохо проработаны, изображали целую толпу различных персонажей и имели столь маленькие надписи, что они едва ли были бы заметны на готовой монете. Только 10 октября 1924 Фрейзер, наконец, неохотно дал свое согласие, заявив что пересмотренная модель "едва проходит".

Ассоциация продемонстрировала оптимистичную наивность в своих прогнозах по продаже пяти миллионов монет. Только 2310000 на самом деле были отчеканены на монетном дворе в Филадельфии (4709 были взяты для анализа, а затем уничтожены). Первая чеканка произошла 21 января 1925 года в день 101-летия со дня рождения Томаса "Каменная стена" Джексона. 
Первые 1000 штук были отчеканены с медальным положением аверса-реверса, часть из них была вручена различным известным лицам, а остальные были зарезервированы для последующего презентаций для людей, которые оказывали содействие в проекте Стоун-Маунтин. 
Остальные монеты были отчеканены в конце марта. Они поступили в продажу по цене $ 1 за штуку в начале 3 июля 1925.

Было придумано удивительное количество различных маркетинговых схем, чтобы получить максимальную отдачу с продаж этих монет, что было задачей не из легких, учитывая их огромный тираж. Крупные корпорации покупали большое количество этих монет для продажи своим сотрудникам и различных презентаций. Пожалуй, самой интересной была идея надчеканить на монетах заглавные буквы южных штатов и снабдить их серийными номерами. Эти специальные сувениры позже вызвали большой интерес на аукционах, как пример надчекан для Флориды был продан за $ 1300! Они стали очень популярны среди нумизматов, но покупателей призывают покупать только те монеты, которые имеют сопроводительную документацию, т.к. существует большое количество подделок.

Однако все эти усилия оказались тщетными, продажи падали на фоне злоключений Ассоциации, получавших все большую огласку. После нескольких лет попыток продать полудолларовики Стоун-Маунтин, один миллион монет был возвращен на монетный двор для переплавки. Чистый тираж составляет 1.310.000 штук. При этом большое количество монет оставались в банках, и в конце 1930-х годов они конечном итоге были отправлены в обращение по номиналу.

Рецензии

19.08.2015
Очень красивая монета
Сергей