Нидерланды 2 экю 1995 batavia (Батавия)

PDFЭлектронная почта
556
0024
094
1696
28573
2622
Описание

Нидерланды 2 экю 1995 batavia (Батавия)

Вес (гр): 9.8
Диаметр (мм): 30
Качество чеканки: регулярное
Металл: медно-никель
Степень сохранности: unc
Тираж: 30 000
Упаковка:

Блистер

В 1628 г., 28 октября, "Батавия", один из самых купных парусников голландской Ост-Индской компании, отправился из порта Тексель на севере Нидерландов в Батавию, ныне Джакарту, остров Ява, Индонезия, имея на борту 350 пассажиров, отряд солдат и 600 тонн груза, в том числе ценный, включая крупную сумму днег - более 200 тыс. гульденов, драгоценности, подарки для набоба. Деньги предназначались для выплаты жалований, ведения войн и покупки пряностей. 

В числе ценностей находился также агатовый кубок римской работы, принадлежавший Рубенсу. У великого художника было плохо с деньгами. Он считал, что в колониях живут самые богатые люди, там кубок смогут выгодно продать, он получит деньги и поправит свои дела. 

Корабль должен был обойти вокруг Африки и добраться до Индонезии за несколько месяцев. Нагруженную ценностями "Батавию" сопровождал конвой из семи других судов, в том числе одного военного, трех – двойного назначения, двух торговых и одной небольшой яхты. 

Командовал кораблем капитан Якобс, экспедицию возглавлял фактор компании Пелсерт. Пелсерту подчинялись 30 солдат, включая 10 французских наемников. Они должны были охранять ценности на корабле.

Разумеется, этот баснословный груз искушал плывущих. В первую очередь, как казалось Пелсерту, капитана Якобса. И с самого начала путешественники разделились на два легеря: Пелсерта с солдатами, охраняющими казну, и Якобса со страшим боцманом, вторым фактором Ост-Индской компании и суперкарго Корнелисом и частью матросов, мечтающими казну захватить. 

И мало было ее захватить - следовало еще уйти от конвоя. Поэтому цель оторваться от эскадры, сопровождающей "Батавию", была выбрана первой. 

Пелсерт не доверял капитану и был начеку. Он добился того, чтобы ночные вахты несли преданные Компании люди. Но после прохождения мыса Доброй Надежды его свалила лихорадка. "Батавия" пропала из поля зрения конвоя. 

Все было готово к захвату груза - и корабля. Но Якобс решил осторожничать: он ждал, когда Пелсерт умрет сам. Две недели фактор умирал каждый вечер. Но наутро принимал доклады офицеров. 

Тогда решено было использовать провокацию. 

На борту "Батавии" находилась красавица Лукреция Ван Дер Мейлен, она со служанкой ехала к мужу в Батавию. Капитан давно пытался добиться ее взаимности, но безуспешно, зато скоро приобрел симпатию ее служанки. План состоял в том, что матросы посреди бела дня должны были накинуться на Лурецию, крича, что она ведьма, изнасиловать ее, вымазать дегтем и т.д. Капитан предлагал даже порезать ее лицо бритвой, но от этого отказались. Люди Пелсерта, по замыслу, несомненно, должны были принять участие в усмирении матросов, началась бы потасовка, которая закончилась бы бунтом и уничтожением или заключением противников капитана, открыв ему прямой путь к казне. 

Матросы, ведомые старшим боцманом, ворвались в каюту Лукреции Ван Дер Мейлен, дверь которой была предусмотрительно открыта ее служанкой, союзницей капитана. Госпожу Ван Дер Мейлен вытащили на палубу и надругались над ней. Священник, увидев происходящее, бросился к больному Пелсерту, тот поднялся с постели и вызвал стражу. Когда больной фактор, поддерживаемый помощниками, добрался до палубы, солдаты уже разогнали матросов. 

Что было делать с виновными? Тяжелое наказание, как понимал Пелсерт, могло вызвать бунт, которого только и ждал капитан. Оставить преступников безнаказнанными – значило распутить их еще больше, дать им увериться во вседозволенности. 

Пока фактор совещался с тремя преданными офицерами, матросы шумели на палубе, требуя утопить ведьму. 

Прячась от сопровождающей эскадры, капитан Якобс далеко уклонился от маршрута. «Батавия» шла на еще не открытый австралийский континент, мифическую Terra Australis. В эту же ночь, когда Пелсерт пытался принять единственное верное решение, корабль налетел на риф у небольшого архипелага, состоящего из скал и песчаных островков. Так незаметно для себя открыли Австралию. 

Место катастрофы.

Это было 24 августа 1629 года. В тот же день на другом краю света художник Рубенс, который ехал послом испанского короля к английскому королю и чей кубок везла «Батавия», потерпел кораблекрушение и чуть не утонул в Ла-Манше. 

Не было сомнений, что «Батавия» скоро затонет. Якобс обещал, что она продержится до утра. За это время надо было закончить эвакуацию. Первую из спускаемых шлюпок разбило о борт. Осталось две. За места в них шла драка. 

Пелсерт, его офицеры на одной отправились на берег, на второй – капитан Якобс. Корнелис остался на борту. Он вскрыл хранилище с сокровищами и позволил матросам набить карманы. Теперь они становились соучастниками. 

Какое-то число людей погибло при катастрофе. В основном все осталось цело, и корабль затонул на небольшой глубине. Затонувшее можно было поднять. 

Пелсерт тем временем искал на острове воду. Ее не оказалось. Отправили шлюпку на соседний – там воды не было тоже. Сколотили плот, и несколько солдат отплыли к большому острову. 

Якобс предложил Пелсерту отправиться за водой на боте; он рассчитывал убить фактора и бежать к Яве. Там он собирался доложить, что «Батавия» погибла, а Пелсерт остался с грузом, так капитан думал получить корабль для спасательной операции и захватить его. 

Пелсерт думал о своем: он хотел как можно быстрее добраться до Явы, чтобы тамошние власти выслали команду и спасли груз. 

Команду бота подбирали капитан Якобс и старший боцман; у капитана, таким образом, было 15 своих людей на борту. Пелсерт взял с собой двух офицеров и пять солдат. Рассчитывать фактору в таком случае было не на что. Но ему повезло. Бот встретил плот с 10-ю солдатами, отправившимися прежде на поиски воды, причем воду найти так и не удалось. Солдат взяли на борт. Это был конец планам Якобса. Бот пошел к Яве. 

Полторы тысячи миль в открытой лодке почти без воды. В двух днях пути от Явы боту встретился «Саардам» - корабль из сопровождавшей «Батавию» эскадры. 

В Батавии долго не верили добравшимся до нее чуть живыми пришельцам. Это было невероятным – такой путь! Пелсерт доложил обо всем генерал-губернатору. Старшего боцмана и матросов арестовали по делу Лукреции Ван Дер Мейлен. Капитан Якобс оказался под следствием по подозрению в подготовке мятежа. Пелсерт получил выговор – не пресек бунт, оставил груз, команду и пассажиров. 

На спасение людей и грузов с «Батавии» отправили «Саардам», принявший на борт солдат и водолазов. Через 50 дней спасатели прибыли на место кораблекрушения. 

На острове никого не было. Но над большим островом заметили дым. Отправились туда. Встретили лодку с четырьмя людьми: двое гребли, двое были ранены. Солдат Хейс, поднявшись на борт, рассказал прибывшим страшную историю. 

Власть на островах, поведал он, принадлежала второму фактору и суперкарго Корнелису, а сейчас – матросу Лоосу. Это государство террора. 

Спасатели увидели плот, на котором находились два десятка человек, сплошь увешанных драгоценностями. Пелсерт спросил у них, где остальные люди. Все на дальнем острове, сказали они, там вода. Пелсерт предложил им, на плоту, сдаться. Те пытались бежать, но выстрел из пушки заставил их сложить оружие. 

Оказалось, что из нескольких сот пассажиров, из 350-ти чиновников, купцов, жен, детей в живых осталось только 40 человек. Со дня катастрофы прошло всего 3 месяца с небольшим. Все были убиты. 

 

Рецензии

Еще нет отзывов об этом товаре.